Subscribe Now
Trending News
Новости

«Самые гнусные и грязные выборы за всю историю». В России подвели итоги Единого дня голосования 

«Самые гнусные и грязные выборы за всю историю». В России подвели итоги Единого дня голосования

В России подвели официальные итоги всех избирательных кампаний 2023 года, которые завершились в единый день голосования. Два основных итога ЕДГ-2023: тотальное доминирование «Единой России», которая впервые смогла сформировать большинство во всех избиравшихся составах региональных парламентов, и резкое падение результатов КПРФ, которая постепенно утрачивает статус «второй партии» в стране, отдавая его ЛДПР.

«Референдум о доверии»: губернаторские выборы без конкурентов

Всего 10 сентября в России выбирали депутатов 16 региональных парламентов и 22 губернатора (21 прямым голосованием и главу ЯНАО, за которого голосовали депутаты окружного Законодательного собрания). Интриги на губернаторских выборах практически не было, за исключением Хакасии, где после условно добровольного (из-за болезни) снятия кандидата от «Единой России» Сергея Сокола не было понятно, сможет ли его основной оппонент, коммунист и действующий глава республики Валентин Коновалов, набрать более 50% голосов, чтобы избежать второго тура. Коновалов с задачей справился, набрав 63%, и продлил свои губернаторские полномочия ещё на 5 лет.

Результат Коновалова – самый низкий среди всех избиравшихся губернаторов. Но, как отмечали эксперты, только Коновалов и избирался в условиях довольно высокой конкуренции. Все остальные кампании были «референдумами о доверии» и именно так и закончились. Больше всего голосов набрал в Смоленской области единоросс Василий Анохин (86,62%), чуть меньше – Михаил Ведерников в Пскове (86,3%). Последний в «партийном» списке губернаторов – врио губернатора Красноярского края Михаил Котюков (70,21%). При этом явка, при которой были избраны губернаторы, в регионах отличалась в разы. Если в Кемерово на участки пришли 81% жителей региона (Сергей Цивилёв набрал 85,24% голосов), то в Новосибирской области – всего 31,8% (Андрей Травников набрал 75,7%). Во многих регионах наблюдатели отдельно отмечали, что команды действующих глав «сушат» явку: например, распространяя слухи о том, что на избирательных участках могут вручаться повестки в военкомат.

По словам экспертов, губернаторы, набравшие 80 и более процентов голосов, с одной стороны, продемонстрировали Москве возможность достигать высоких электоральных результатов, с другой – поставили себя в неудобное положение перед выборами президента в 2024 году. По «общему правилу» российской внутренней политики рейтинг главы государства в регионе не должен быть ниже рейтинга главы региона, а значит, уже через полгода придётся превышать те цифры, которые есть сейчас.

«Красный пояс» меняет цвет

На выборах депутатов региональных парламентов «Единая Россия» достигла уникального результата: она смогла сформировать большинство в 2/3 голосов в каждом из регионов, где парламенты избирались. Причем этот результат был достигнут не только в традиционно «лояльных» «партии власти» субъектах, но и в регионах, которые раньше называли «красным поясом». В 2018 году ЕР проиграла выборы по спискам сразу в трех регионах: Хакасии, Иркутской и Ульяновской областях. В ЗС Забайкальского края у единороссов тоже не было большинства. Сейчас партия победила по спискам везде, кроме Хакасии. А также везде, кроме Калмыкии, она улучшила результат пятилетней давности. В Хакасии, уступив КПРФ по спискам меньше 3% (39,11 и 36,41), с помощью одномандатников ЕР забрала себе 34 из 50 мест в Верховном Совете. Интересно, что свой округ проиграл даже бессменный спикер ВС Владимир Штыгашев, накануне выборов вышедший из «Единой России» и баллотировавшийся от КПРФ (при этом он, скорее всего, возьмет мандат как один из лидеров списка). В бывшем «красном» Забайкалье процент ЕР вырос в два раза: с 28 до 56% (партия получит 42 мандата вместо 22 в 2018 году), в Иркутской области – на 26% (55 мандатов вместо 18).

Еще один из результатов, который бросается в глаза: в целых 6 регионах «Единая Россия» выиграла все одномандатные округа (17 в Калмыкии, 25 во Владимирской области, 20 в Ивановской, 23 в Кемеровской, 25 в Забайкалье и 7 в НАО). В Иркутской области единороссы уступили 1 округ из 22 кандидату от СРЗП, а в Якутии, Хакасии, Ульяновской и Ярославской областях – по 2. Представители проигравших партий в регионах называют прошедшие выборы «самыми грязными в истории». «Самые гнусные, грязные выборы за всю историю Забайкальского края и Читинской области. Таких фальсификаций беспрецедентных не было до этого, — заявил журналистам один из лидеров ЛДПР в Забайкалье Дмитрий Тюрюханов. — Считаю, что эти выборы полностью сфальсифицированы из-за определенных кандидатов, партий… Если читатели вашего интернет-портала поспрашивают среди своих знакомых, много ли из них голосовало за „Единую Россию“, обнаружат ли они такое количество голосов, даже если мини-опрос провести? Разумеется, так не будет».

КПРФ стала главной проигравшей партией по итогам кампании 2023 года. Коммунисты, по сравнению с прошлыми выборами, ухудшили свой результат, заняв сразу в нескольких регионах не вторые, а третьи места. В Забайкальском крае, Архангельской, Ивановской, Кемеровской и Смоленской областях второй пришла ЛДПР. В Якутии — «Новые люди». Также «Новые люди» впервые прошли в парламенты Бурятии, Калмыкии, Кемеровской, Ярославской, Архангельской и Иркутской областей (в 2018 году партии еще не существовало, она была создана в 2020-м). Эксперты говорят, что КПРФ сознательно «понижали», чтобы лишить ее статуса «второй политической силы» в России. Сами коммунисты с тем, что они главные «проигравшие», не согласны. Первый зампред ЦК Юрий Афонин заявил, что «несмотря на то, что с утра ряд наших политических оппонентов, анализируя выборы, говорят о каком-то, дескать, неуспехе, КПРФ — главная оппозиционная партия». Снижение партийных результатов по сравнению с 2018 годом он объяснил тем, что тогда кампания проходила на фоне пенсионной реформы и «высокого уровня протеста», а вот если сравнивать с 2022 годом, то на выборах в ЗС коммунисты даже «немного прирастили». Отдельно господин Афонин выделил выборы мэра Москвы, которые кандидат от КПРФ Леонид Зюганов «отработал активно» и «в абсолютных голосах нарастил результат 2018 года».

Руководитель аналитической службы движения «Голос» Станислав Андрейчук говорит, что КПРФ во многом сама обеспечила свое поражение: «Я думаю, что КПРФ сама себя убрала и уравняла с ЛДПР, поскольку вела кампанию очень слабо и растеряла ситуативных сторонников из-за поддержки СВО. Власти, конечно, тоже предприняли усилия, зарегистрировали спойлера вроде Коммунистов России и Партии пенсионеров. Но вообще просели все партии, кроме Единой России».

«Эсеры вообще повылетали из нескольких региональных парламентов, «Новые люди» выступили слабее, чем можно было ожидать, ЛДПР тоже в целом немного потеряла. У КПРФ, в сравнении с выборами 2018 года в тех же регионах, действительно большое падение почти по всем регионам, кроме, пожалуй, Хакасии. Кое-где оно двукратное. В Забайкалье было 24,6%, стало 9,9%. В Архангельской области было 19% стало 11%, во Владимирской было 23,6% стало 14%, в Ивановской было 26,9% стало 9,9% и так далее. Это связано с тем, что у КПРФ, во-первых, кризис идентичности: они раньше критиковали власть, теперь же вынуждены смягчать риторику. В итоге они потеряли часть лоялистов, которые ушли к ЕР, часть левых протестующих, которые просто разочаровались, и всех условных “либералов“, которым не нравится позиция партии по СВО. К тому же они почти не вели кампании во многих регионах. Например, в Иркутской области, где раньше у КПРФ был свой губернатор, на сына которого завели уголовное дело, теперь партию было почти не видно. В итоге вместо прошлых 34% получили 15,5%. Похожая ситуация и у других партий. Эсеры вообще не прошли в шесть региональных парламентов, “Новые люди“ тоже выступили хуже, чем могли бы, и не попали в несколько заксов. Результаты ЛДПР, в основном, тоже снизились. По сути нынешние выборы — это не показатель силы ЕР, а показатель слабости всех остальных».

В отличие от коммунистов, выводы по итогам кампании уже пообещал сделать глава СРЗП Сергей Миронов. «Я предупреждал, что непреодоление барьера будет означать снятие с должности главы регионального отделения. Это будет сделано, некоторые коллеги уже написали заявление», — объявил он. По итогам кампании партия потеряла представительство сразу в 5 региональных парламентах, куда попала в 2018 году: в Хакасии, Бурятии, Смоленской и Ивановской областях, а также в НАО.

Похожие сообщения