Subscribe Now
Trending News
Новости

Агентство IEA сообщило о грядущем скачке цен на нефть. Для этого нет реальных предпосылок — экономист Крутихин 

Агентство IEA сообщило о грядущем скачке цен на нефть. Для этого нет реальных предпосылок — экономист Крутихин

Деловые издания, в том числе Forbes, Bloomberg и Reuters, пишут о непременном скачке нефтяных цен начиная с августа этого года. Основанием для таких прогнозов стали расчёты Международного энергетического агентства (IEA), которое обратило внимание на быстрый рост потребления нефти.

Июньская статистика, как пишут эксперты агентства, дает понять, что мировой спрос вырос до 103 млн баррелей в сутки, и всё указывает на то, что аппетиты глобальной экономики поддержат его на этом уровне в третьем и четвертом кварталах. За весь текущий год среднесуточный нефтяной спрос должен якобы составить 102,2 млн баррелей, что на 2,2 млн больше, чем в 2022 году. По мнению IEA, в условиях, когда альянс нефтедобывающих стран ОПЕК+ во главе с Саудовской Аравией занимается искусственным сдерживанием добычи, предложение нефти на рынке отстанет от спроса, и в итоге мир столкнется с резким повышением нефтяных цен.

Действия саудовцев и их партнеров, подчеркивают комментаторы прогнозов агентства, вступили в противоречие с фундаментальными показателями рынка, с реальным балансом спроса и предложения, и могут вызвать очередной энергетический кризис.

Российский экономический аналитик, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин в разговоре с DisInform Watch оценил, насколько справедлив и аргументирован такой прогноз:

«Стоит вспомнить, какой спрос на нефть прогнозировало то же агентство на нынешний год, например, в 2018 году. Тогда эксперты IEA утверждали, что в 2023 году по всему миру будет востребован объем 104,7 млн баррелей в сутки и ждали ежегодного увеличения этого показателя на 1,2 млн. Жизнь показала, что ожидания были неверными, и последний прогноз в 102,2 млн баррелей не рост, а на самом деле усушка предсказаний.

Помню, как на одной из закрытых встреч руководителя IEA Фатиха Бироля с отраслевыми экспертами его упрекнули в том, что оценки агентства меняются практически каждые три недели и весьма далеки от реального развития ситуации на рынке. Он не смог ничего сказать в ответ на упрек, ограничившись грустной и смущенной улыбкой.

Похоже, мы и сейчас имеем дело с очередным промахом уважаемой парижской организации — и хорошо, если это и вправду ошибка в расчетах, а не сознательное политически мотивированное искажение фактов, организованное противниками саудовцев и всего картеля ОПЕК+. Агентство не случайно оговаривает свои выводы, отмечая, что они будут справедливы только в том случае, если Саудовская Аравия с партнерами продолжат свой нынешний курс на сдерживание добычи.

У нефтяного рынка предупреждения IEA особых эмоций не вызвали. Пока бизнес-издания муссировали новый прогноз, цена фьючерса нефти Brent не выросла под натиском встревоженных покупателей, а упала за день на целых два процента.

И действительно, никаких сбоев в поставке нефти потребителям не замечается. Долгосрочные контракты по всему миру выполняются по графику, а число спотовых сделок в июле и начале августа даже сократилось, что говорит о том, что паники среди покупателей, ожидающих дефицита, нет и в помине. Сокращение добычи со стороны участников ОПЕК+ помогает убрать с рынка ”навес” излишнего предложения нефти, которую до этого сокращения уже начали потихоньку запасать впрок.

Те же китайцы, на долю которых приходится до 70% летнего увеличения спроса, объемы переработки нефти не увеличили и закупки делали в основном для пополнения стратегического резерва. А в июле, кстати, даже сократили нефтяной импорт на 1,16 млн баррелей в сутки против июньских показателей. Данные IEA о спросе, если посмотреть на реальную статистику импорта по странам и регионам, мягко выражаясь, не соответствуют действительности.

Предсказывать нефтяные цены, как показывает практика, дело ненадежное и неблагодарное. Помимо баланса спроса и предложения, на них действуют многочисленные нерыночные факторы: войны, конфликты на танкерных маршрутах, аварии, колебания финансовых котировок, и, наконец, смена стратегии в странах-потребителях. Тревожного и слабо аргументированного прогноза одного из энергетических агентств для этого явно недостаточно».

Похожие сообщения