Subscribe Now
Trending News
Новости

Дочь оставшегося в Нагорном Карабахе армянина рассказала журналистам, что у отца отобрали документы, а телефонные разговоры прослушивают 

Дочь оставшегося в Нагорном Карабахе армянина рассказала журналистам, что у отца отобрали документы, а телефонные разговоры прослушивают

Степанакерт после исхода жителей. Кадр Al Jazeera

У немногих оставшихся в Нагорном Карабахе (Арцахе) жителей отобрали армянские паспорта, но не дали взамен других. В регионе отключены мобильная связь и интернет. Об этом сообщила американская журналистка и документалист Линдси Снелл со ссылкой на рассказ дочери одного из немногих этнических армян, оставшихся в Нагорном Карабахе.

Снелл опубликовала в социальной сети X фрагмент интервью, которое взяла совместно с американским режиссером-документалистом Кори Поппом. Лицо женщины на видео скрыто, а голос изменен. Она говорит по-русски.

Женщина на видео рассказывает, что ее отец отказался уезжать из Нагорного Карабаха вместе с женой и дочерью, сказав, что хочет остаться на несколько месяцев, чтобы посмотреть, как будут развиваться события, «стать очевидцем этой реинтеграции». 1 октября компания Karabakh Telecom, обеспечивавшая регион связью, полностью прекратила работу.

«Прошло пять или шесть дней до того, как он первый раз позвонил <…>. Пошел к представителям Красного Креста, которые там еще есть, там у них какой-то вай-фай был, он подключился и позвонил через мессенджер», — рассказывает женщина. В дальнейшем отец звонил с разных азербайджанских номеров, беседы продолжались не более пяти-десяти минут, говорил, что «все хорошо», но больше ничего не рассказывал. По словам дочери, во время этих разговоров рядом с отцом всегда присутствуют посторонние люди: она слышала их голоса и видела их, когда беседа шла по видеосвязи.

Она рассказала также, что у отца забрали армянский паспорт, но других документов не выдали. По ее данным, в Степанакерте осталось 30–40 жителей, а в общей сложности в регионе «не наберется ста человек». Она добавила, что Степанакерт патрулирует азербайджанская полиция, но армию туда не допускают.

Пресс-секретарь МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде в интервью, которое он дал DisInform Watch в сентябре, говорил, что армянам, живущим в Нагорном Карабахе, выдадут азербайджанские паспорта. Чиновник уверял также, что им не стоит бояться этнических чисток и депортации.

Как рассказала DisInform Watch Мэри Асатрян, помощница омбудсмена Арцаха Гегама Степаняна, в регионе осталось несколько десятков армян, которые отказались уезжать по разным причинам. Связь с ними поддерживают только представители Красного Креста.

«В основном это люди преклонного возраста, которые считают, что им недолго осталось жить, и они хотят жить на своей земле, даже понимая, какая над ними нависла угроза. Им никто сейчас не может дать гарантий личной безопасности. Есть люди с ментальными заболеваниями, которые тоже не уехали. Были еще лежачие больные, которых не получилось вывезти сразу, но в дальнейшем Красный Крест вывез в Армению около сотни таких людей.

Что происходит сейчас, сказать сложно, информация поступает только от СМИ Азербайджана, который, как известно, является не самой демократичной страной региона. Там всегда были проблемы со свободой слова, поэтому в дальнейшем получать доступ в Арцах будут только журналисты, прошедшие проверку в разных азербайджанских структурах. Это нужно учитывать, оценивая материалы, которые они будут публиковать. Те журналисты, которые пишут что-то, противоречащее интересам властей Азербайджана, просто не получат доступ туда».

Азербайджанская армия начала военную агрессию в Нагорном Карабахе 19 сентября. До конца месяца более 100 тысяч человек — практически все жители региона — уехали из него. В октябре Европарламент принял резолюцию, в которой говорится, что он «считает нынешнюю ситуацию равносильной этнической чистке и решительно осуждает угрозы и насилие, совершаемые азербайджанскими войсками».

Похожие сообщения