Премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая на международном форуме «Шелковый путь» в Тбилиси, представил проект «Перекресток мира». Суть проекта заключается в создании на Южном Кавказе широкой сети коммуникаций, которые свяжут Армению, Грузию, Иран, Турцию, Азербайджан и другие страны. Как следует из речи Пашиняна, выдержки из которой приводит «Общественное радио Армении», развитие коммуникаций необходимо для установления мира в регионе.
«Железные дороги, проходящие через юг и север Армении, на протяжении уже 30 лет не функционируют на региональном уровне, не функционируют соединяющие восток и запад многочисленные автомагистрали, в то время как возобновление эксплуатации этих дорог стало бы коротким и эффективным как железнодорожным, так и автомобильным маршрутом, соединяющим Каспийское море со Средиземным морем.
Точно так же эти железнодорожные и автомобильные коммуникации могут стать эффективным путем соединения Персидского залива с Чёрным морем, в том числе с грузинскими портами. Этот проект принесет огромную пользу всем странам нашего региона, и я хочу обратить внимание правительств и частных инвесторов на эту возможность».
Пашинян подчеркнул, что вся инфраструктура должна находиться под юрисдикцией тех стран, на территории которых находится. Осуществлять пограничный и таможенный контроль также должны местные органы государственной власти. По словам премьер-министра, в Армении вскоре будет создано специальное подразделение, отвечающее за безопасность проходящих через страну международных коммуникаций.
23 октября Армения подписала с Ираном договор о строительстве 32-километрового участка дороги Агарак — Каджаран на юге страны, у границы с Ираном. Эта дорога должна стать частью более масштабного проекта «Север — Юг». По предварительным подсчетам, автотрасса от границы Ирана до границы Грузии будет достроена к 2030 году.
Как рассказал DisInform Watch политолог Руслан Айсин, этот проект по замыслу Ирана должен вывести его логистические и транспортные пути к Грузии и Чёрному морю, но его быстрой реализации препятствуют недостаток средств и наложенные на Тегеран санкции.
«Этот 32-километровый участок дороги строится на пике событий в регионе, а именно противостояния Армении и Азербайджана, за которым стоит Турция. Иран долгие годы выстраивал тесные отношения с Арменией, и этот коридор является альтернативой тому, что пытается создать Азербайджан. Думаю, они в состоянии построить этот первый участок, хотя местность там сложная, и проект требует серьезных финансовых вложений.
То, что весь проект удастся реализовать в указанный срок, вызывает сомнения, поскольку ни Иран, ни Армения не являются на данный момент экономически устойчивыми странами. Армения пережила серьезное поражение, экономика хоть и растет за счет релокантов, но это не те темпы. Иран испытывает серьезное санкционное давление — США арестовали их счета, блокировали транш $6 млрд, который сначала согласовали, но потом передумали. Такой крупный инфраструктурный проект в столь короткие сроки вряд ли можно уложить. И есть еще геополитические реалии в виде не подписанного между Арменией и Азербайджаном мирного соглашения, и конфликт может в любой момент вспыхнуть с новой силой. Иран — это страна, которая любит пышность фраз, крупные проекты, но редко доводит их до ума. Программа строительства логистического пути ”Север — Юг” обсуждается с 2000-х годов, но подвижки скромные.
Кроме того, для развития нового маршрута нужны рынки сбыта, а где их брать с учетом того, что крупные региональные игроки вроде Турции уже имеют свою базу торговых партнеров? Ирану нужно будет прилагать серьезные дипломатические усилия, уговаривать страны участвовать в этом торговом сношении. Готова ли Европа? Это тоже вопрос, потому что у Ирана и Европы сложные отношения, и еще есть санкции, в том числе торгового характера.
Что касается так называемого ”Аразского коридора”, то, насколько я знаю, первый кирпич уже заложен, началось строительство. Ресурсов у Азербайджана больше, чем у Ирана и Армении. Я думаю, что к 2025 году так или иначе эта дорога будет открыта. Она стратегически важна для Азербайджана, но Баку не отказывается от идеи ”Зангезурского коридора”. Ильхам Алиев недавно заявил, что этот коридор будет идти паралелльно ”Аразскому коридору”. Для него это скорее геополитический, чем экономический ресурс».
Эксперт по Евразии Орхан Гафарлы в беседе с DisInform Watch рассказал, что развитию новых торговых маршрутов через Армению мешают нехватка инвестиций, наличие уже работающих альтернативных маршрутов и другие факторы.
«Надо учитывать, что безопасность таможенной границы Армении обеспечивает Россия. Смогут ли Иран, Армения и Грузия подписать такое трехстороннее соглашение об улучшении таможенных процессов? Я не знаю, в каком состоянии армянские дороги, но я примерно понимаю, как обстоят дела в Грузии. Есть коридор Грузия — Азербайджан — Турция, ТРАСЕКА, и он работает, потому что инвестиции пошли на дороги, есть трехсторонние таможенные соглашения. Товары из Ирана в Европу идут через Турцию, там есть для этого большие порты и дороги.
Через Турцию можно легко попасть в восточную Европу, на Балканы, а через Армению и Грузию куда можно попасть? В Россию либо через Чёрное море в Европу. Безопасность Чёрного моря сейчас вызывает беспокойство инвесторов, потому что там идет война. Дорога через Турцию сейчас более рентабельная, да и Россия предпочитает получать товары через Азербайджан.
Азербайджан сам предлагает Армении стать страной транзита и пропускать товары из Центральной Азии. Армения и Грузия могут в общем стать для Азербайджана и для Центральной Азии коридором. Армения сокращает путь до Европы на 600–700 километров».
Ильхам Алиев еще в начале 2022 года заявлял, что хочет провести через юг Армении в Нахичеванскую автономию не только автомобильную, но и железную дорогу, линии электропередач и две ветки газопровода для экспорта электроэнергии и газа соответственно.
Как позднее рассказывал DisInform Watch старший научный сотрудник Института Кавказа (Ереван) Грант Микаелян, Азербайджан хочет получить в Армении «широкую сеть дорог, магистралей, трубопроводов, железную дорогу и так далее, а Армения готова предоставить только одну дорогу». Кроме того, требования Баку включают экстерриториальный статус коридора, что представляет высокие риски для безопасности Армении, учитывая факты военной агрессии со стороны Азербайджана в недавнем прошлом, а также территориальные претензии, которые Алиев регулярно предъявляет Армении. «Армянское руководство заявило, что готово открыть коммуникации, в том числе для Азербайджана и Турции, но они не должны иметь экстерриториального статуса», — пояснял Микаелян.
Похожие сообщения
Актуальное
В Элисте во время обыска в квартире взорвалась бомба, ранены три росгвардейца. Обыск проходил по делу о другом взрыве
Взрывное устройство сработало в квартире жителя Элисты во время обыска, ранены три росгвардейца. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на правоохранительные органы Калмыкии. Мужчина, к которому пришли с обыском, подозревается в том, что накануне взорвал бомбу в центре по оказанию психологической помощи.
Президент Венгрии Новак подала в отставку. Она помиловала сообщника педофила, которого оппозиция связала с партией Орбана
Президент Венгрии Каталин Новак, которая находилась в должности с 10 мая 2022 года, досрочно сложила полномочия. Ее обращение к гражданам опубликовал венгерский телеканал М1.
Defense One: Россия использует спутниковые устройства Starlink компании SpaceX Илона Маска в Украине по всему фронту
Российские войска используют десятки терминалов Starlink на всей протяженной линии фронта в Украине, сообщает американский военный портал Defense One со ссылкой на украинские источники. Свидетельства этому начали появляться в соцсетях несколько месяцев назад. Российские волонтерские группы, поддерживающие армию, также демонстрировали терминалы Starlink, приобретенные для боевых подразделений.
В Санкт-Петербурге на территории завода алюминиевых сплавов нашли взрывное устройство — SHOT
На территории Всеволжского завода алюминиевых сплавов в Санкт-Петербурге было найдено взрывное устройство мощностью около 2 кг тротила, сообщает SHOT со ссылкой на источники. Оно было обезврежено.