Уровень политической конкуренции на губернаторских выборах 2023 года в России — самый низкий за последние пять лет, говорится в аналитическом докладе движения в защиту прав избирателей «Голос». По мнению авторов доклада, российские власти сделали всё возможное, чтобы в тех регионах, где в этом году проходят губернаторские кампании, было «спокойно, как на кладбище».
И тем не менее, уверены они, «по этому политическому кладбищу бродят какие-то призраки политических конфликтов и кризисов».
Доклад «Голоса», посвященный итогам первой стадии всех губернаторских кампаний 2023 года (выдвижению кандидатов), для общего сравнения уровня конкурентности выборов этого и предыдущих годов, использует такой показатель, как число выдвинутых кандидатов в расчете на один регион: «В среднем [в 2023 году] выдвинуто 5,2 кандидата на регион. В 2022 году этот показатель был равен 6,3 кандидата на регион, а в 2018 году, когда список выборов почти совпадал с нынешним, этот показатель достигал 7,8 кандидата». Меньше всего кандидатов в губернаторы (по четыре) было выдвинуто в Кемеровской, Магаданской, Тюменской областях и на Чукотке. Больше всего (12) — в Москве.
В большинстве случаев участие или неучастие представителей политических партий в губернаторских выборах носит явно имитационный характер, содержащий в себе все признаки политического сговора, считают в «Голосе».
Во многих регионах, например, не участвуют в выборах политики, которые вполне могли бы осложнить избрание «административных» кандидатов, а в каких-то случаях и выиграть выборы.
В числе таких регионов — Якутия, где сильные кандидаты Пётр Аммосов от КПРФ, Федот Тумусов от «Справедливой России» и Сардана Авксентьева от «Новых людей», выигравшая в 2018 году выборы мэра Якутска, для участия в кампании просто не заявились. А Орловская область стала единственным регионом, где нет кандидата от «Единой России» — там партия поддержала представителя КПРФ.
Лидерами по числу выдвинутых кандидатов в этом году стали «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР — они выставили свои кандидатуры в 20 регионах из 21. Это может показаться удивительным, но видеть в этом списке «Единую Россию» довольно непривычно — в прошлые годы многие «административные» кандидаты предпочитали идти на кампании самовыдвиженцами. А в 2018 году, чтобы выдвинуть «самовыдвиженца» Олега Кожемяко в губернаторы Приморья, местный парламент даже оперативно внес изменения в закон о выборах, так как на тот момент правом выдвигать кандидатов обладали только партии.
В этом году от «Единой России» идет и Кожемяко (закон переписали еще раз, уже в обратную сторону), и даже такой «тяжеловес», как Сергей Собянин, который в предыдущие годы активно дистанцировался от партийного статуса.
Остальные российские политические партии, за исключением парламентских и двух, которые являются «спойлерами» КПРФ («Коммунисты России» выдвинули кандидатов в 9 регионах, «Партия пенсионеров» — в 5), констатируют авторы, «скорее мертвы, чем живы». Всего в четырех регионах выдвинулись «Зеленые», по одному кандидату выставили «Партия Роста», «Демократическая партия России», «Гражданская Сила», «Российский общенародный союз», «Гражданская платформа», «Казачья партия», «Гражданская инициатива», «Партия возрождения России» и «Зеленая альтернатива». Девять партий, включая «Яблоко», вообще не выдвинули кандидатов. В Москве «яблочник» Сергей Митрохин отказался от участия в выборах прямо во время проведения конференции по выдвижению, сказав, что готов участвовать в выборах только с антимилитаристской повесткой, но он уверен, что кандидата с такой риторикой на выборы не зарегистрируют.
Интересно, что большие надежды в кампаниях этого года связывались с «Новыми людьми», которые пытаются активно «продавать» себя на рынке как «мягкую парламентскую оппозицию», но партия фактически отказалась от борьбы. Ее кандидаты были заявлены всего в 6 регионах. В Якутии, где ее позиции очень сильны, она не выставила вообще никого, а в Красноярске кандидат от «Новых людей» Денис Терехов стал первым, кто официально признал, что не проходит так называемый муниципальный фильтр.
Но, напоминают в «Голосе», на губернаторских выборах число выдвинутых кандидатов мало что говорит о реальной конкуренции: опыт предыдущих лет показывает, что «муниципальный фильтр», как правило, преодолевают по 4–5 кандидатов в регионе.
В подавляющем большинстве случаев конкурентами действующего главы становятся заранее согласованные люди, которые не намерены вести активную избирательную кампанию, а сильные кандидаты отсекаются уже на этом этапе.
Например, эксперты говорят, что в Алтайском крае, скорее всего, не преодолеет фильтр депутат Госдумы от КПРФ Мария Прусакова.
О том, что система «муниципального фильтра» выстроена именно так, чтобы отсекать не удобных власти соперников, говорит и экс-кандидат в губернаторы Московской области Борис Надеждин. Он собрал всего 7 из 90 необходимых подписей. По его словам, он направил письмо с просьбой предоставить ему подписи во все 55 советов МО, но ему ответили, что большинство депутатов уже подписались за других кандидатов, а закон запрещает депутату поддерживать более 1 претендента. Между тем Конституционный суд еще в 2012 году заявил о недопустимости создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов путем сбора подписей в количестве, более чем на 5% превосходящем необходимое для регистрации кандидата (для Подмосковья это 94 подписи), напоминает Надеждин. Поэтому он просил ЦИК запросить у нотариусов данные о количестве депутатов, поставивших свои автографы, и «в виде исключения» зарегистрировать его в качестве кандидата — даже с недостаточным числом подписей. «В сложившейся ситуации это только повысит легитимность выборов»,— утверждал депутат в своей жалобе. Однако ЦИК отказал ему в этом.
Надеждин заявил в разговоре с DisInform Watch, что будет подавать иск в Конституционный суд, «поскольку стоит вопрос неконституционности самого вот этого мероприятия»:
«Я как раз тот самый неугодный и ”отфильтрованный” кандидат. Шансы мои в ситуации, если бы суды были независимыми, были бы равны 100%. В нашей ситуации — маленькие шансы на то, что мне удастся добиться справедливости».
По словам Надеждина, он всё равно будет отстаивать свои права, «потому что какие-то изменения в стране будут возможны, если кто-то будет пытаться применять положения российской Конституции». «Я не думаю, что есть другие хорошие варианты противодействия системе», — отметил он.
В «Голосе» отмечают, что особый оттенок нынешним выборам придает то, что подавляющее большинство регионов, где предстоит избрать глав, совпадает с аналогичным списком 2018 года. А именно тогда власти неожиданно столкнулись с протестным голосованием, в результате чего в нескольких регионах фактически проиграли губернаторские выборы: в Хакасии был избран Валентин Коновалов (единственный, кто «дотянул» до возможности переизбрания), в Хабаровске — Сергей Фургал, во Владимире — Владимир Сипягин. А кампания во Владивостоке была «переиграна» после того, как в ней уже почти победил кандидат от КПРФ Андрей Ищенко.
Теперь, предполагают эксперты «Голоса», шансы на повторение таких результатов минимальны. Единственным регионом с по-настоящему конкурентной кампанией в этом году станет Хакасия, где кандидат на пост главы республики от «Единой России» (депутат ГД Сергей Сокол) выступает в качестве «оппозиции» действующему главе — Валентину Коновалову от КПРФ.
Эксперты в последний год довольно часто говорили, что Кремль не даст Коновалову пойти на переизбрание, тем не менее в последний момент решено было дать протеже Геннадия Зюганова шанс.
За 2 месяца до ЕДГ кампания в Хакасии уже довольно «горячая»: республиканский избирком отказался зарегистрировать «спойлера» от партии «Коммунисты России» Грудинина (этот вопрос будет решаться в ЦИК или в суде), а представителей команды Коновалова поймали на попытке подкупа одного из конкурентов. Любопытно, что Сергей Сокол, начав кампанию как «кандидат, прошедший СВО» (он даже на встречах с избирателями появлялся строго в одежде цвета хаки), в последние 3 недели отошел от этой тематики полностью.
Как рассказывает один из собеседников DisInform Watch в Хакасии, «хотели сделать это главной темой кампании, но уже в процессе выяснили, что украинская тема тут вообще никого не интересует, теперь вынуждены перестраиваться на ходу».
Похожие сообщения
Актуальное
В Элисте во время обыска в квартире взорвалась бомба, ранены три росгвардейца. Обыск проходил по делу о другом взрыве
Взрывное устройство сработало в квартире жителя Элисты во время обыска, ранены три росгвардейца. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на правоохранительные органы Калмыкии. Мужчина, к которому пришли с обыском, подозревается в том, что накануне взорвал бомбу в центре по оказанию психологической помощи.
Президент Венгрии Новак подала в отставку. Она помиловала сообщника педофила, которого оппозиция связала с партией Орбана
Президент Венгрии Каталин Новак, которая находилась в должности с 10 мая 2022 года, досрочно сложила полномочия. Ее обращение к гражданам опубликовал венгерский телеканал М1.
Defense One: Россия использует спутниковые устройства Starlink компании SpaceX Илона Маска в Украине по всему фронту
Российские войска используют десятки терминалов Starlink на всей протяженной линии фронта в Украине, сообщает американский военный портал Defense One со ссылкой на украинские источники. Свидетельства этому начали появляться в соцсетях несколько месяцев назад. Российские волонтерские группы, поддерживающие армию, также демонстрировали терминалы Starlink, приобретенные для боевых подразделений.
В Санкт-Петербурге на территории завода алюминиевых сплавов нашли взрывное устройство — SHOT
На территории Всеволжского завода алюминиевых сплавов в Санкт-Петербурге было найдено взрывное устройство мощностью около 2 кг тротила, сообщает SHOT со ссылкой на источники. Оно было обезврежено.