Subscribe Now
Trending News
Новости

На войне в Украине погибли 47 тысяч российских солдат — исследование «Медузы» и «Медиазоны» 

На войне в Украине погибли 47 тысяч российских солдат — исследование «Медузы» и «Медиазоны»

С момента полномасштабного вторжения РФ в Украину по 27 мая 2023 года, до начала украинского контрнаступления, погибли 47 тысяч российских солдат — это в три раза больше, чем потери СССР в ходе войны в Афганистане (1979–1989), и в девять раз больше потерь федеральных войск в ходе первой чеченской кампании (1994–1996). Об этом говорится в исследовании «Медузы» и «Медиазоны».

Минобороны РФ озвучивало потери более семи месяцев назад, по данным ведомства, погибли 5937 российских военнослужащих. Однако это не точные данные, так как ранее журналисты уже установили больше погибших, основываясь только на данных из открытых источников и подсчитывая свежие могилы военнослужащих на кладбищах.

При подсчете данных в новом исследовании журналисты использовали Реестр наследственных дел (РНД) — база данных, в которой содержатся сведения об открытых гражданами РФ делах о наследстве на своих умерших родственников, и данные Росстата о смертности за 2022-й год, которые получил по официальному запросу исследователь электоральной статистики и избыточной смертности, сотрудник Университета Тюбингена (Германия) Дмитрий Кобак.

Чтобы выявить, какая доля убитых военнослужащих попадает в РНД, журналисты использовали уже существующий список погибших, который ведут «Медиазона» и «Русская служба Би-би-си». Также в исследовании использовалось понятие «избыточной смертности», которую ранее вычисляли для оценки последствия пандемии коронавируса, только в этом исследовании приводилась «избыточная мужская смертность» — ее журналисты выделили из общих данных. Помимо этого, из данных РНД выявили, сколько смертей стоит за одним наследственным делом — родственники какого процента людей обращаются за получением его наследства.

С вероятностью 95% число погибших лежит в границах между 40 тысячами и 55 тысячами, отмечается в тексте. Согласно одному методу подсчета, в 2022 году избыточная «военная» смертность составила 24 тысячи человек, согласно другому — 25 тысяч. Если учитывать тяжелораненых, уволенных со службы, эта цифра может составлять минимум 125 тысяч человек. Пропавшие без вести частично входят в эти данные, однако в них не учитывают пленных российских военнослужащих, а также граждан Украины, воевавших и погибших в составе «ДНР» и «ЛНР».

Отдельно в исследовании описывается метод работы с Реестром наследственных дел. Без открытия дела в нем россияне не могут оформить на себя наследуемое имущество, если оно подлежит госрегистрации. Такие дела открывают, когда наследники хотят переоформить на себя квартиру или автомобиль погибшего родственника. В распоряжении изданий оказалась выборка РНД с записями о наследственных делах, открытых с 2014 года и до мая 2023-го, там есть данные об 11 миллионах умерших. Среди информации о них — ФИО, дата рождения, дата смерти, дата акта о смерти, дата наследственного дела, имя нотариуса (открывшего дело), сведения о загсе, зарегистрировавшем смерть, некоторые другие сведения.

В итоге журналисты использовали Реестр наследственных дел и поименный список погибших, найденных волонтерами, чтобы оценить, какая доля от всех погибших становится «видимой» волонтерам. Тогда возникает возможность оценить истинное число погибших. Похожий анализ «избыточной смертности» ученые используют для оценки урона эпидемий и природных катаклизмов. Именно избыточная смертность во время эпидемии коронавируса показывала настоящее число погибших.

Отдельно в исследовании отмечается, что «избыточная мужская смертность» интерпретируется как результат потерь России на поле боя, однако какая-то небольшая часть этой смертности может быть связана и с косвенными причинами. Например, ростом насильственных преступлений и самоубийств. Однако в официальной статистике Росстата такого роста не наблюдается.

Журналисты подсчитали общее недельное число наследственных дел в РНД по разным половозрастным группам. Затем вычислили избыточные мужские наследственные дела — количество реальных дел за вычетом числа ожидаемых.

Общий вид РНД, каждая точка показывает одно наследственное дело.По горизонтальной оси — дата смерти, по вертикальной — дата открытия дела

Общий вид РНД, каждая точка показывает одно наследственное дело.По горизонтальной оси — дата смерти, по вертикальной — дата открытия дела
«Медуза»/«Медиазона»

После этого они перевели количество избыточных наследственных дел в количество смертей с помощью специальных коэффициентов. Данные о том, сколько смертей в данной половозрастной когорте в среднем стоит за одним наследственным делом, получили на основе поиска в РНД самых ранних погибших определенного возраста, чьи имена известны. Только на 60% (58,1 ± 5,6%) погибших в начале войны в возрасте 20–24 лет завели наследственное дело в течение положенных для этого шести месяцев. На основе этого исследователи предположили, что для других военнослужащих того же возраста пропорция в будущем сохранится.

Затем журналисты учли «вклад в общую смертность» заключенных, у которых в среднем меньше собственности. Согласно исследованию, на заключенных наследственные дела заводят примерно в три раза реже, чем на кадровых военнослужащих. В разные недели в разных возрастных когортах доли заключенных, мобилизованных, добровольцев и других групп воюющих отличались. Эти изменения учли с помощью дополнительных коэффициентов. Пропорции групп получили из базы найденных ранее по соцсетям погибших. Метод учета отличий в вероятности попадания в РНД журналисты позаимствовали у медработников, которые разработали исследование типа «случай — контроль». В итоге число погибших в разных возрастных когортах посчитали отдельно, а затем сложили. Так журналисты привели краткое описание метода расчета, с более подробным можно ознакомится в приложении в конце исследования.

Так, в качестве примера рассматривается одна возрастная группа из исследования — люди возрастом 20–24 года. В исследовании говорится, что в довоенный период (2014–2021) в этой группе всего в России открывалось 11 ± 4 наследственных дел в неделю на женщин и 32,8 ± 9,4 дела на мужчин. В первые недели войны количество наследственных дел резко выросло. С 28 февраля по 6 марта в этой группе умерли 117 мужчин, на которых впоследствии были заведены наследственные дела, — почти в четыре раз больше, чем раньше. На женщин в этой выборке в ту же неделю нашлось всего 16 дел.

Учитывая многолетние данные, сезонные колебания и количество дел на женщин, умерших в эту неделю, в мирное время было бы около 33,8 мужских наследственных дел — то есть за одну эту неделю получается более 80 избыточных наследственных дел на молодых мужчин подходящего возраста. После гибели военных этого возраста наследственные дела в итоге открываются примерно в 60% случаев. Следовательно, количество избыточных случаев следует умножить на коэффициент 1,73 — таким образом получится избыточная смертность в 155 человек только за определенную неделю. Поскольку речь идет о начале войны, поправка для учета доли заключенных не нужна, так как их еще не было в составе российских войск.

Резкий рост числа наследственных дел наблюдается среди молодых людей, обычная фоновая смертность для такой группы крайне невелика. Однако рост смертности заметен и в других возрастных группах от 15 до 49 лет. К концу 2022 года журналисты установили околоо 25 тысяч избыточных смертей мужчин. К 27 мая 2023-го общее число погибших составило примерно 47 тысяч человек (с вероятностью 95% — от 40 до 55 тысяч человек).

Похожие сообщения